Рейв, игры и международный саммит

Больше времени, чем обычно, мне потребовалось на осмысление последнего «Open Look». Но сегодня какое-то празднично-дерзкое настроение, и потому – самое время!

Кстати, о дерзости… С места в карьер заявляю, что молоденькая и довольно застенчивая в жизни Софа Валиуллина – самый потрясающий перформер из виденных мною этим летом. Впрочем, это она сама заявила со сцены от лица своего альтер-эго, Кринжелики Альбертовны Куй. Но не согласится с ней невозможно. Ее Арт-акция «Добро пожаловать на мою рейв-вечеринку» прокачала горячую аудиторию на московском «Dancehelpfest» в июле и холодноватую Питерскую публику в августе на «Open Look».

Фото Дарьи Мойс https://vk.com/daryamois

Софье 19 лет. Сегодня таких считают подростками (правда Александру Македонскому было столько же, когда он завоевал полмира). И тема ее перформанса – подростковая, на первый взгляд: рейв, алкоголь, пьяные излияния непризнанного поэта («ну и пусть я родом с захолустья…»), но отчего-то я, рожденная еще на излете СССР дрожала всем телом и ощущала такое единение с происходящим, как будто эта непризнанная поэтесса что-то знает про МОЮ юность, про мою бесшабашную смелость и чувство разнузданной свободы! Может быть, все юности одинаковы, по большому счету? Может быть, все они звучат гулко отдающимся в тяжелой (после ночного рейва) голове гимном «Вечно молодой и вечно пьяный»?

Фото Нины Далининой https://vk.com/ndimage

Софья из Челябинска, далекая от столиц и гламура, собирает реквизит (бутылки) по соцсетям и помойкам, топит за танцевальный андеграунд и занимается с логопедом (по совместительству ее педагогом классического танца). Софья, превращаясь в Кринжелику Альбертовну Куй, держит в одиночку внимание зрителя не ослабевающим все 30 минут своей рейв-вечеринки. Она паясничает, атакует зрителя неожиданными выпадами («А вы заклеиваете свои соски?»), провоцирует дикими плясками и, наконец, накидав чудес танцевальной виртуозности, зафиналивает классикой жанра: опрокидывает бутылку горячительного на свое разгоряченное обнаженное (с заклеенными сосками) тело под дружный визг и улюлюканье зрителей. Punks not dead! Танцевальный андеграунд живее всех живых!! Дерзай и дальше, Софа!

Фото Нины Далининой https://vk.com/ndimage

На разогреве у Софьи выступали ребята из Академии Б. Я. Эйфмана (Игорь Клинский, Егор Фомин, Диана Чемилевская) с собственными сольными постановками. Рада, что у них есть такая возможность (выступать и ставить) – ведь научиться творчеству можно только практикуя творчество. На этом этапе ребята пока копируют стиль самого маэстро, что в общем, нормально. Ненормально будет если только в копировании стиля мастера и будет заключаться все их образование. Я верю в лучшее, и надеюсь, что изучение композиции танца у молодежи еще впереди!

Фото Нины Далининой https://vk.com/ndimage

Из более опытных хореографов – удивило объединение «Танцкружок» (Сергей Медведев, Ульяна Пономаренко, Денис Охотников, Маргарита Румянцева). Ранее работы Сергея Медведева, фронтмена этого маленького оркестрика, мне доводилось видеть в плотном пространстве танцевальной (балетной?) режиссуры: его трогательный спектакль «Когда замерзает пруд» регулярно вспоминаю, как пример качественной интеграции приемов традиционной повествовательной драматургии в современный танец. Поэтому на «Исходное положение» я шла, настроившись на автобиографическую историю с рефлексией на детские травмы. А попала на гимн партитурной хореографии (нет-нет, я не расстроилась!). Работа, сделанная в рамках «Резиденции на Станции» представляет собой структурированную по заданным правилам… игру. Незатейливая и легкая нестрогая эта партитура, рождает по мере развития собственные смысловые пласты. Так на «Open Look» я успела увидеть уплотнение социальных взаимоотношений в условиях усиления конкуренции, размывание личных границ, пренебрежение правом индивидуума на интимное пространство. В другой раз я, вероятно увижу что-то другое: это открытая структура, и соответственно, развитие событий остается сюрпризом даже для самих участников. В этом и прелесть партитурной хореографии – зритель становится со-создателем смыслового ряда, а не потребителем готового продукта.

Фото Дарьи Мойс https://vk.com/daryamois

Участники самозабвенно и со всей серьезностью играли на сцене – боролись за победу, досадовали на поражение (любопытно было наблюдать их разные реакции: от агрессивной плохо сдерживаемой ярости Дениса Охотникова, до покорного принятия судьбы Маргариты Румянцевой). Здесь проявилась и своеобразная виртуозность манипулирования объектами (стульями) и вниманием соперника, сходная с ловкостью карточного шулера. Местами возникал и спонтанный юмор – так невозможно было не смеяться, наблюдая торжество победы Ульяны Пономаренко с ее плотоядной улыбочкой…  Умеет режиссер Сергей Медведев удивить!

Фото Дарьи Мойс https://vk.com/daryamois

Из любопытных событий фестиваля отмечу также «Международный саммит современного танца». Саммит проводился впервые, и по сути представлял собой дискуссионный клуб, где темами для обсуждения стали различные аспекты индустрии: фестивальное движение, образование, взаимоотношения современного танца и фольклора… К сожалению, должного информационного освещения саммит не получил, и участников было маловато. Самым забавным моментом оказалась заявленная панельная дискуссия «Культурная политика в области современного танца», на которую не пришел никто: ни спикеры, ни организаторы, ни зрители… Довольно показательно.

Но идея отличная! Нам на самом деле не хватает платформы для регулярного обсуждения актуальных вопросов, проблем и алгоритмов развития современного танца. Потому желаю идее саммита дальнейшего развития, а фестивалю процветания!

Оставьте комментарий