
- Хореограф – это не сочинитель движений
- Танцовщик – не исполнитель сочиненных хореографом движений
- УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ – краеугольный камень художественного образования. Только так можно воспитать художника, способного мыслить самостоятельно и широко
- Авторитарные методы – безусловно, действенны. Но НЕ ДОПУСТИМЫ в системе творческого образования (см. пункт 3)
- Система мастерских, базирующаяся на личном непререкаемом авторитете мастера заточена на обучение МАСТЕРСТВУ, то есть внятному набору приемов и инструментов, как минимум, нескольким методам композиции; требует логичной и последовательно выстроенной образовательной программы
- Система мастерских предполагает высочайшую эрудицию мастеров, постоянно обновляющих свои знания, ориентирующихся в широком поле предлагаемого нового инструментария
- Критерии оценки творческих работ студентов не могут базироваться на субъективных понятиях и эмоциональном восприятии, тем более, пристрастном личном отношении мастера к подмастерью
- Мой личный критериальный ряд строится на трех основных положениях:
I Личный прогресс самого студента (относительно его предыдущей фазы)
II Результат (будь то ответ на экзамене, показ технического класса или тест по бальной системе
III Отношение к делу (включен ли студент в течение всего процесса, насколько заинтересован в самостоятельном изучении предмета, вносит ли вклад в общий процесс и т.п.) - Критерии оценки творческих работ (хореографических постановок, создания/исполнения художественных высказываний) прежде всего базируются на ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ целях и задачах, и в последнюю очередь обусловлены позицией художественной критики
- Методологическая внятность (не стоит путать с методической) – залог устойчивого функционирования программы в художественном образовании. Фигура методолога (художественного руководителя) – центральная фигура, ответственная за определение конечных целей образовательной программы. Методолог дает точный ответ на вопрос «Кого мы выпускаем?», и, исходя, из этого выстраивает задачи программы на короткой и длинной дистанции. Методолог ориентируется в контексте сегодняшнего дня, держит ухо востро и нос по ветру, отслеживая новые тенденции, откликаясь на изменения индустрии.
- Задача образовательной системы не «научить» студентов чему бы то ни было, но сформировать максимально ПЛОДОТВОРНУЮ СРЕДУ, в которой студенты «научаются» сами
- Для нужд создания ПЛОДОТВОРНОЙ образовательной среды служат все дисциплины профессионального цикла и общеискусствоведческий блок
- Предоставление студентам СВОБОДЫ в их процессе обучения влечет за собой формирование ОТВЕТСТВЕННОСТИ (личной, гражданской, художественной). Свобода и ответственность соотносятся друг с другом в прямой пропорции и состоят в причинно-следственных взаимоотношениях. Соответственно, предполагая воспитать в студентах ответственность необходимо дать им свободу, и по мере нарастания первой все больше отпускать вожжи.
- Дух эксперимента – метанадстройка любой художественной программы. Как только он выхолащивается – программа мертва, производит мертвый продукт (выпускает заведомо устаревших специалистов)
- Как преподаватель ВУЗа я помню, что студент – это через несколько лет –мой коллега (а возможно и уже), поэтому, выстраиваю иерархию взаимоотношений с позиций взаимного обмена опытом, а не с позиций назидательной вертикали. Мой опыт всегда может быть подвергнут сомнению и критическому осмыслению, и вовсе необязательно окажется полезен в практике студента
- Задача школы научить учиться. Задача ВУЗа – сформировать навык критического мышления. Критическое мышление есть часть мировоззрения и способ восприятия действительности творчески мыслящим человеком
- Правила существуют чтобы их нарушать.
