Open Look 2020

Удивительно разнообразна в этом году программа фестиваля Open Look! Казалось бы, фестиваль современного танца, да еще и в фокусе одна страна в этом году (правда большая страна – Россия), но чего только нет здесь в неладном 2020! От документального (партисипаторного?) перформанса до красивых танцев под музыку, от концептуальных моноспектаклей до разбитного «народного» танцтеатра, а еще дискуссии, открытые обсуждения и закрытые показы.

Техническая сторона дела организована на достойном уровне: все мероприятия фестиваля идут вживую (при печально знаменитых 25 % зрителей и аплодисментах в перчатках) и дублируются профессиональной on-line трансляцией.

Первая же дискуссия подняла трепетную для многих тему о наличии традиции в современном танце и важности передачи опыта и взаимодействия поколений. По сути, эта тема является эпиграфом всего фестиваля Open Look 2020: впервые взгляд развернут на отечественный современный танец без сопоставления с зарубежным, впервые в таком количестве собрались представители разных поколений индустрии и потому, впервые появилась возможность измерять российский современный танец относительно самого себя. К тому же очевидной становится принадлежность к некоей фундаментальной традиции и самого фестиваля. Да, Open Look – это на самом деле важная платформа и мощный образовательный базис, внесший свой вклад в формирование уже нескольких поколений артистов / хореографов / исследователей танца. А Вадим и Наталья Каспаровы — его инициаторы и бессменные организаторы — полумифические существа, пассионарии, которым удалось несмотря на…, вопреки… и благодаря своей исключительной пробивной энергии создать и удерживать фестиваль на плаву долгие годы!

Екатерина Васенина модерирует дискуссию ПРОБЛЕМА ПОКОЛЕНИЙ И ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ТАНЦЕ

Часто слышатся обвинения молодому поколению творцов современного искусства, что они совсем от рук отбились, традиций не знают, патриархов не уважают. Впрочем, о том, что молодежь окончательно испортилась известно со времен Гесиода[1]. Тем более спешу обратить на них внимание, пока они сами не стали традицией и не начали ворчать на следующую молодежь (о патриархах речь пойдет отдельно).

Виктория Арчая выделяется своим «архитектурным» мышлением. К ее композициям применимо слово пластика, причем как термин из области изобразительного искусства (приметила ее работы на недавнем конкурсе «Арабеск»). Ее другое ощущение человеческой телесности, ее геометрическая работа с объектами хореографии (будь то люди или предметы), живописная организация пространства – намекают на «другой» бэкграунд хореографа. Неудивительно, что темой ее спектакля стал Антонио Гауди.  Тягучая, побуждающая к спокойному размышлению, динамика изредка прорезается событийными вспышками. Романтическая, по сути, тема (восприятие действительности художником) решена через современный танец. Традиционный современный танец. Тот, где есть заранее выстроенная композиция, найденные через импровизацию (или дома перед зеркалом) пластические мотивы, выверенные взаимодействия танцовщиков. Техника при этом, самая что ни на есть, современная.

Спектакль В. Арчая «Гауди»

Интеллектуальная ирония пронизывает моноспектакль танцхудожницы Даши Плоховой «Электорис». С первой и до последней минуты мне интересно наблюдать за этой девушкой. Танцует ли она или просто разгуливает в здоровенном крысином хвосте (глядя на который почему-то возникают эротические ассоциации), дублирует ли свои действия в видеопроекции – ее живое присутствие в сценическом пространстве пробуждает любопытство и действует как 25-й кадр: заставляет меня мысленно примерить на себя хвост, ответственность, свободу выбора.

Даша Плохова в спектакле «Электорис»

Должен ли современный танец откликаться на злободневные политические события? ДОЛЖЕН! Даже если речь о войне? Да. Особенно, если речь о войне. Свою гражданскую позицию относительно событий в Нагорном Карабахе внятно озвучила Валерия Каспарова. Ее спектакль как бы о прошлой войне в Карабахе, но уж очень вовремя он подоспел.

Мощная по силе воздействия работа: здесь сдерживаемая ярость, агрессия, горечь беспомощности. Череда событий, смерчем пронесшаяся по жизни людей отражена в спектакле «Черный сад» стремительным темпом, чрезмерным усилием каждого движения. Финальная группа фиксирует массу неестественно изогнутых тел, вызывая содрогание от точного образа искореженных войной судеб.

С удивлением отметила в спектакле Леры, как много в Петербурге молодых способных танцовщиков. Добрую половину узнаю, кого-то в первый раз вижу, но за всех радуюсь – Kannon dance project начал свой творческий путь очень резво!

финал спектакля В. Каспаровой «Черный сад»

Онанировать каждый волен на то, что его возбуждает. У нас свободная страна. Хореографа Алису Панченко возбуждает Иоганн Себастьян Бах. Собственно, об этом ее новый спектакль «Бабы. Бах». А еще – это итог ее творческой лаборатории – финальный показ художественного продукта, который получился в результате экспериментального процесса с любителями и впервые-для-себя-открывателями жанра танцтеатра.

С этой точки зрения «Бабы. Бах» – событие яркое и неординарное. Алиса давно работает в жанре танцтеатра и интегрирует любительское поле в профессиональное сообщество, расширяя таким образом границы последнего. Инструментарий, которым она при этом пользуется, выдает в ней хорошо образованного специалиста (А. Панченко – выпускница СПб Консерватории). Алиса замечательно управляется с «массами», одновременно выделяя индивидуальности, играючи балуется полифонической хореографией, неожиданно компонует событийные блоки, ощущает объем сцены и работает с ним. Кроме того, ее Бабы и технически подкованы знатно: преподаватель Алиса Юрьевна, бывает строга и неумолима, но всегда вдохновляющая и внимательная. Учиться у нее – большая радость (и понаслышке, и на личном опыте основываясь, заявляю)!

Спектакль А. Панченко «Бабы. Бах»

Феминистская повестка, хулиганские частушки, разгоряченные тела, патетика и высокие истины, красивые женщины, элегантные платья, много движения и стулья. Иоган Себастьян наблюдал все это с постера на стене, но за него я почему-то была спокойна. Нет, не возникало ощущения кощунства от очередной сценической интерпретации его музыки. Я думаю, Баха давно разбирает азарт – на какие еще экстравагантные формы творчества вдохновит его музыка. И он оттуда (не с постера, а из другого измерения) глядит и ухмыляется.

Вот и мне по-прежнему любопытно, что еще предложит нам современный танец будущего?


Иоганн Себастьян Бах смотрит со стены

[1] «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».

(Гесиод, 720 год до н.э.)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s